Информатики Ленинградской области - объединяйтесь! :)

четверг, 9 апреля 2020 г.

Обобщенные рекомендации

Уважаемые коллеги!
Ниже представлены обобщенные рекомендации для учителей информатики в условиях ДО. Будем рады комментариям и дополнениям.

Будем априори считать, что большинство учителей информатики в традиционных условиях обучения использовали сопровождение образовательного процесса с помощью интернет-ресурсов и сервисов для расширения образовательного пространства и помощи ученикам, пропустившим занятия по объективным причинам. Ими освоен базовый набор бесплатных образовательных ресурсов из широкого спектра: ФЦИОР, РЭШ, ЯКласс, Учи.ру, МЭО или других платформ. Последние двадцать лет непрерывно осуществляется повышение квалификации в разных формах по вопросам использования ИКТ, ЭФУ, сервисов интернета и образовательных платформ. Поэтому о ресурсах поговорим позже.

Прежде всего, обратим внимание на организацию обучения. Важно, что в условиях дистанционного образования существенно меняются акценты при организации учебного процесса в сравнении с дистанционным сопровождением очного обучения. Сложно осуществлять контроль за освоением материала, не видя учеников. Непросто спланировать урок, не перегружая ученика сидением за компьютером, а учителя - бесконечными проверками присланных домашних заданий. Поэтому несколько рекомендаций по организации уроков.
Примерный минимальный комплект сопровождения урока в ДО:  краткая четкая пошаговой инструкция для ребенка (обозначить, на что следует обратить внимание на каждом этапе), ссылки на видео и другие материалы каждого этапа урока, дополнительный материал (это формируется постепенно в процессе апробации и накопления опыта).
Остановимся на некоторых позициях более конкретно.
1. Объяснение нового материала. По примеру РЭШ, основным элементом такого урока может быть объяснение нового материала в формате видео. Учитель подбирает ссылку на соответствующий видео сюжет на любом ресурсе (РЭШ, InternetUrok, InfoUrok, подборка youtube каналов учителей и т.д.)  или записывает собственное видео с объяснением материала.
2. Самопроверка и контроль В зависимости от темы урока предлагается вариант задания от самопроверки в тестовых системах до выполнение творческого задания. Многие учителя активно используют платформу ЯКласс (там есть и теория, и интеграция с другими ресурсами) как на этапе самопроверки, так и контроля, поскольку база заданий столь велика, что практически исключается одинаковый вариант заданий ученикам, а учитель видит результат автоматической проверки заданий и время, потраченное на выполнение задания. При этом, учеников следует предупредить, в каком случае за тест они получают оценку, а какой они делают в режиме самопроверки, несмотря на то, что учитель видит результаты их работы в обоих случаях.
Несомненно, это не единственный вариант организации текущей проверки на основе тестов. Например, есть подборка тестов на IQ2U (информатика - https://iq2u.ru/tests/35). Множество интересных интерактивных заданий по информатике для самопроверки уже разработано на LearningApps. Заметим, что в данный момент издательства открыли свободный доступ к электронным формам учебников (ЭФУ), содержащим интерактивные задания для самопроверки и контроля, разработанные непосредственно их авторами. Также отличные тренажеры и другие полезные материалы знакомы всем учителям информатики на сайте Полякова К.Ю. и в авторской мастерской Босовой Л.Л.
Если имеющиеся материалы не устраивают или Вы не смогли интегрировать их в урок, есть возможность самостоятельно разработать материалы для самопроверки.
Замечательно, если в качестве контрольного задания по теме ученики сделают, например, кроссворд по основным понятиям темы или викторину. LearningApps.org позволяет разработать более десятка разных форматов интерактивных заданий. Важно, чтобы к заданиям такого рода были разработаны и предъявлены ученикам четкие критерии оценивания работ (Сколько слов в кроссворде, отсутствие ошибок как в формулировке понятий, так и орфографии, и т.д.)
Привычные домашние задания по учебнику, скорее всего, абсолютно бессмысленны, т.к. для них существуют ГДЗ. Не стоит тратить лишнее время ни учеников, ни собственное на проверку списанного.
3. Форматы совместной работы. Упростить формат взаимодействия и сделать работу более разнообразной и интересной может использование сетевых форматов документов, позволяющих совместно создавать презентации, писать отзывы или заполнять таблицы выполненных заданий. Это могут быть сервисы Google, Microsoft или конкретные сетевые инструменты типа интерактивных досок, плакатов и т.д. Отметим и то, что такие документы удобны для совместного планирования работ, о чем речь пойдет ниже.
4. Временные рамки выполнения работ должны быть четко обозначены, при этом не стоит делать их чрезмерно жесткими, если это позволяет выбранный формат. Контрольная работа, если она носит сугубо индивидуальный характер, может быть выполнена, например, до определенной даты завершения темы, что позволит некоторым ученикам сделать ее раньше. Конечно, многие ученики все делают в последний момент, но и многие взрослые работают в таком же режиме, если говорить честно.
Если же Вы проводите контрольную в режиме онлайн или открываете тест ровно на 40 минут для всех в надежде, что ученики не успеют проконсультироваться друг у друга, то они должны быть предупреждены заранее о важности выполнения работы именно в это время.
5. Возможность получить консультацию и поддержку. Ученики должны иметь возможность получить помощь в ситуациях, которые представляются им тревожными. Например, не открывается ссылка или не понятен формат ответов, произошел сбой с работе компьютера и не удалось отправить задание вовремя, и много других возможных ситуаций. Для этого можно использовать электронную почту, группы в соц. сетях, онлайн общение в строго определенное время. Режим обучения в формате ДО - это шанс определить новые интересы и способности учеников, поддержать их в освоении новых ресурсов и привить интерес к их использованию. Задания могут быть не выполнены по разным объективным причинам, в которые учителя могут и не посвящать. Надо помогать друг другу в этот период резкого перехода на формат ДО. И учиться друг у друга.
6. Следует минимизировать использование on-line режима на этапах объяснения и контроля. Это создает дополнительные технические и организационные проблемы и не всегда себя оправдывает. Гораздо удобнее, хотя и более затратно для учителя, записать непродолжительное (желательно, не более 10-15 минут) видео с объяснение самого главного или с инструкцией по выполнению заданий. Это видео можно будет использовать многократно в удобном режиме.
7. Планирования работ. Очень важно, чтобы задания всех учителей каждого класса были сведены в одну таблицу-расписание (вспомогательный документ), которая позволила бы наглядно увидеть объем всех заданий на каждый день по всем предметам. Важно не перегружать учеников заданиями - от этого эффективность их учебы вряд ли возрастет, а стрессовых ситуаций добавится.
Расписание ДО не должно быть аналогом традиционного расписания, поскольку оно ориентировано в большей степени на самостоятельную индивидуальную работу. Каждый день выполнять ДЗ из учебника бессмысленно, мы уже говорили об этом. Работу целесообразно планировать укрупненными блоками с акцентом на формате контрольных мероприятий.
Попробуйте привлечь учеников к разработке уроков, не критикуя, а находя мотив к таком работе и поощряя шаги навстречу.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ отлично поддержана такими образовательными ресурсами, как ФОКСФОРД, ЯКласс, большинством других образовательных платформ и, в первую очередь, банком открытых заданий на официальном сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», на котором в срок до 14.04.2020 года будут опубликованы Методические рекомендации для обучающихся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по всем учебным предметам ГИА, а также открытые варианты заданий ЕГЭ и ОГЭ 2020 года. И снова сайте Полякова К.Ю. и авторская мастерская Босовой Л.Л.

Для учащихся, мотивированных к углубленному изучению предмета, следует обратить внимание на открытые на данный момент интересные и разнообразные онлайн-курсы образовательного центра СИРИУС, материалы платформ МООК  Лекториум, Stepik (курсы от базовой информатики до широкого спектра языков программирования), олимпиадные сайты, например, Олимпиум.

            Информация о федеральных методических рекомендациях и образовательных порталах размещена на блоге сопровождения дистанционного обучения в школах Ленинградской области по адресу https://dolo2020.blogspot.com/

    5 комментариев:

    1. Марина Александровна, спасибо большое! Очень содержательно. Обращаясь к опыту учителей информатики нашей области, могу сказать, что большинство из них "подслушали"Ваши мысли по этому поводу, и делают всё так или почти так, ка Вы рекомендуете. Наши учителя - большие молодцы! Они мгновенно отреагировали на создавшуюся ситуацию, не растерялись, осваивают новые ресурсы очень успешно. Думаю, что по окончании карантина нужно провести большую конференцию по обмену опытом. Мне кажется, что мы услышим и почерпнём на ней очень много полезного и интересного. Ещё раз, спасибо большое!

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Елена Моисеевна, спасибо за обратную связь, которой так не хватает при дистанционном общении! :) Картина во всех школах и у конкретных учителей очень разная, что очевидно. Очень многое зависит от администрации. Я, естественно, тоже слушаю и анализирую и информацию Минпроса, и учителей, и практику собственных внуков. Предлагаю делиться опытом и материалами в помощь оперативно, не дожидаясь конференции.

        Удалить
      2. Хорошо, я согласна. Тогда, может быть, просить тех учителей, которые уже хотят и могут делиться опытом, чтобы они делали это, т.е. выкладывали свои материалы на блоге учителей информатики или на портале "ХОР"? Может быть, кто-то может предложить что-нибудь другое? Может, видеоконференцию организовать по обмену опытом? После этой недели дистанционного обучения, мне кажется, многим есть чем поделиться.

        Удалить
    2. Многие школы организуют обучение используя электронный дневник. Дети выполняют задания строго по расписанию занятий, как было при очном обучении. Иногда учителя задают задание и срок выполнения отодвинут до следующего урока (для тем объемных, где необходимо творческий подход к выполнению заданий). Мне кажется этот метод позволяет не сбивать ритм, привычный учащимся.

      ОтветитьУдалить